Home

Но в «Старухе Изергиль» постановка проблемы усложняется. Ларре, гордому сыну орла и земной женщины, уже не прощается убийство девушки. Люди изгоняют преступника из своего общества. Выясняется, что свобода за счет несчастья других становится преступлением, а одиночество, к которому она ведет, — самая страшная кара: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком. А этот — был человек». Романтическому индивидуалисту в этой новелле противопоставляется герой, борющийся за свободу для всех, готовый для счастья других отдать даже свое сердце: «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко». Он «вырвал свое сердце, и высоко поднял его над Головой. Оно полыхало так ярко, как солнце». «Безумство храбрых — вот мудрость жизни», — провозглашено в «Песне о Соколе». Это лейтмотив ранних произведений Горького. Необходимо бороться, действовать, чтобы ощутить счастье, свободу, полноту бытия.

Совершенно особое место в мире романтических произведений занимает образ природы. Она — символ красоты и свободы, воплощение мечты о гармоническом существовании. Макар Чудра с насмешкой говорит о цивилизованном человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он — раб, и все тут». Любимые же герои Горького понимают природу, чувствуют ее, растворяются в ней. Чабан Рагим, рассказывающий о Соколе, способен беседовать с волной, он «одухотворяет» ее, и автор сочувствует такому мироощущению. Все явления природы в изображении писателя живут, чувствуют, как человек: «Степь говорит небу сказки», «небо наклоняется над морем, желая понять то,'о чем шепчут неугомонные волны». Человек же обнаруживает сходство с звездами, солнцем, вет-

Далее...