Home

СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»


Пьеса Горького «На дне» написана в 1902 году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке, о потенциальных возможностях, заложенных в человеческой натуре. В то же время. Горький хорошо понимает силу обстоятельств, подавляющих личность, загоняющих людей «на дно» жизни. В /храме два конфликта. Первый, социальный, — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский, касающийся основных вопросов бытия, разворачивается между обитателями подвала. Он-то и являяется основным. Мир ночлежки — это мир «бывших людей». Когда-то они занимали совершенно разное общественное положение: здесь и барон, и слесарь, и картузник, и торговка, и актер, и проститутка. Но сейчас все они находятся в одинаковых обстоятельствах, они равны, они просто люди. Но все герои Горького — философы. Все ведут поиск истины, решают вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств — терпение, скрашенное иллюзиями, или открытый бунт? А может быть, признать силу неизбежного и примириться с ним? Вот, в сущности, три позиции, которых придерживаются различные персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке — Бубнов. Это скептик, в его репликах воплощена ненавистная Горькому «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла, красоты. Она скучна и течет по своим законам, которые человеку не дано изменить. «Люди все живут., как щепки по реке плывут... строят дом, а щепки — прочь... Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем?.. Все так: родятся, поживут и умирают. Ия помру... и ты... Чего жалеть?» Его речи напоминают слова Ужа из «Песни о Соколе»: «Летай иль ползай, коней известен — все в землю лягут, все прахом будут»! Мечты для него — «вранье», стремление человека быть или хотя бы казаться лучше — желание «подкрасить душу». Ему вторит Барон: «У всех людей души серенькие... все подрумяниться желают». Недаром Сатин говорит ему: «Ты, Барон, всех хуже». Безверие, абсолютный скептицизм, равнодушие — самый бесплодный взгляд на мир.

С появлением Луки споры в ночлежке обостряются, накаляется атмосфера, начинается «брожение». Странник Лука — самый сложный и интересный персонаж в пьесе. Это народный философ, главная ценность его идей — в любви к человеку, внимании к личности. Обычно позицию Луки только противопоставляют позиции Сатина. Это не совсем верно Сатин оценил все, что близко ему в речах странника, вспоминает его слова с сочувствием: «Человек — вот правда. Он это понимал». Мысли Сатина («Человек может верить и не верить... это его дело».) схожи со взглядами Луки («Коли веришь — есть [ Бог], не веришь — нет»). Вера в человека, в ценность личности близка, конечно, и автору: «Он (человек) каков ни есть, а всегда своей цены стоит», «Человек все может... лишь бы захотел», «Любить живых надо», «Всякого человека уважать надо», «Особливо же деток надо уважать». Звучит в речах странника и вера в будущее: «Для лучшего живет человек».

Но есть у его идей и другая сторона. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для многих людей. Иногда лучше обмануть красивым вымыслом* мечтой, иллюзией. Мысли «странного человека» обращены прежде всего к слабым, несчастным: он утешает умирающую Анну, убеждает Настю, что верит в ее вымышленную любовную драму, — ведь выдумка помогает ей жить. Сущность своих убеждений Лука излагает в притче о «праведной земле». Если лишить человека иллюзий он погибает. Но это философия слабых, недаром Сатин говорит, что Лука полезен, как

Далее...