Home

ТАТЬЯНА ЛАРИНА — "МИЛЫЙ ИДЕАЛ" ПОЭТА

•Самостоянье человека — залог величия его»

(А.С.Пушкин)

 

Эти строки могут стать определяющими в размышлениях о центральной героине романа «Евгений Онегин». «Татьяна, милая Татьяна...» Да, поэт любит свою героиню Более того: «Поэт в своей восьмой главе похож на Татьяну сам: для лицейского егс товарища, для человека, который с ним вырос и задет его наизусть, как я, везде заметае чувство, коим он переполнен», — так пишет Кюхельбекер. Именно в Татьяне воплотились самые дорогие и выстраданные размышления зрелого Пушкина о человечес: судьбе, о главных нравственных ценностях. Поэт любит и понимает всех своих ге; «Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, адподражатеяьная crpai ность и резкий охлажденный ум», — пишет автор об Онегине. «Он сердцем милый бьи невежда», — скажет он о романтике Ленском, и не раз подумается нам, что нечто от самого Александра Пушкина периода южной ссылхи есть в этом образе. И все же тридцатом году, заканчивая роман, все свои симпатии поэт отдает Тане.

Главное ее отличие от Онегина — цельность натуры. Евгений, любя Ленсш способен убить его на дуэли. Думая одно, он поступает по-другому. А вот лейтмо: образа Татьяны — неразрывность убеждений, чувств и поступков. Она с само: детства отличалась тем, что умела охранять свой внутренний мир, никому не подражать. А ведь это очень трудно для ребенка! «Дитя сама, в толпе детей играть и прыга не хотела». Как близко и дорого Пушкину ее «мятежное воображение», «сердце, пламенное и нежное», «своенравная голова». Совсем юная, Татьяна не боится переступить светские приличия и пишет письмо Онегину. Полюбив, она не думает о молве, а лишь стремится выразить свое чувство. Пушкин и сейчас рядом с нею: «Погибнешь, милая! Но прежде ты в ослепительной надежде... Ты негу жизни узнаешь...» Пылкость самого поэта, его способность любить самозабвенно иода им любимой героине.

Как перенесет она страдания неразделенной любви? И здесь глубина ее натур: проявляется вполне. Она не забывает о несчастливом романе, подобно Ольге, но и не просто застывает в меланхолии и страдании. Белинский, говоря о Ленском, отмечал, что романтические натуры не способны к развитию. Вначале Татьяна напоминает Ленского: она так же далека от жизни и восторженна, как юный поэт. Но вскоре мы убеждаемся, что героиня способна развиваться. Как некогда сам Пушкин, она проходит через разочарование и горе, но лишь глубже и мудрее становится с опытом. Татьяна влюбляется в Онегина, не зная и не понимая его. Но героиня пытливо изучает внутренний мир своего избранника, читая книги из его библиотеки, рассматривая его кабинет. И даже задавшись горьким вопросом «Уж не пародия ли он?», остаегся верной своей любви.

Жизнь в Петербурге, в высшем едете, не изменила души героини, хотя мы видим ее повзрослевшей, внешне иной. Она научилась «властвовать собою», обрела свое место в этом кругу. Аристократическая простота вызывает восхищение поэта (Пушкин очень ценил это качество в Наталье Гончаровой, например). Даже в сравнении с «р скошной Ниной Воронской» Татьяна не проигрывает. Однако главное, конечно, не это. В последней сцене мы убеждаемся, что внутренне она осталась «прежней Таней, бедной Таней», любящей и страдающей. Из последнего монолога мы узнаем, что она верна всему, любимому прежде, готова отдать «всю эту ветошь маскарада» «за полку книг, за дикий сад, за наше бедное жилище, за те места, где в первый раз,

Далее...