Home

Руси. Но самое интересное в нем раскрывается не сразу: а душе его живет любовь к красоте. Когда горел его дом, Яким, забыв о деньгах, «сперва картиночки стал со стены срывать; жена его тем временем с иконами возилася, а тут изба и рухнула». Постепенно крестьяне убеждаются, что не «покой, богатство» определяют счастье, а нечто иное, еще не определенное.

В главе «Счастливые» обращают на себя внимание два противоположных типа человека. Прежде всего «раб князя Персметьева», считающий высшим счастьем быть «любимым рабом», болеть господской болезнью (подагрой). Так мы впервые встречаемся с типом холопа по призванию. Позже, в последней части, он будет определен с исчерпывающей полнотой, во всей своей отталкивающей и трагической сущности: «Люди холопского звания — сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа». Здесь же мы увидим совершенно иной образ, данный только в общих чертах, но который еще встретится на страницах поэмы. Это Трифон, надорвавшийся богатырь. Русская жизнь губит богатыря в расцвете сил — эта тема часто звучит > произведениях Некрасова («Орина — мать солдатская»).

Наконец, в этой же главе дается портрет Ермилы Гирина, очерченный наиболее полно. Ермил — воплощение лучших качеств народного характера. Он вызывает всеобщее уважение, «почет завидный, истинный, не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Совершив единственный грех перед «мир м», он так страдает, что готов покончить с собой, это глубокая народная совесть. Даже загладив свою вину, он больше не возвращается.на должность .бурмистра Заканчивается его история драматически: поддержав бунтующих крестьян, герой попадает в острог. Так снова звучит в поэме нота протеста, который неизбежно рождается в каждой честной душе.

Далее...