Home

В ряде стихотворений мы видим сразу несколько судеб, слышим много голосов («Забытая деревня»). Но поэту мало показать мир только глазами народного героя, ему важно выразить и свою точку зрения. Так, в стихотворении «Песня Еремушке» противопоставляются два голоса. Крестьянка баюкает ребенка, напевая: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, чтоб на свете сиротиночке беспечально век прожить». Смысл «песни безобразной* вызывает негодование слушателя, и далее прямо выражена позиция автора: «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай, человеческим стремленьям в ней проснуться не мешай». Народная философия «вечного терпения» не может не вызвать отпора со стороны поэта.

В стихотворениях Некрасова редко встречается простое объективное повествование. Он вдето обращается к своим героям, горячо сочувствуя им. Так построено, например, стихотворение «Тройка». Здесь поэт показывает не конкретную, а возможную, наиболее вероятную судьбу крестьянской девушки, которая «так жадно глядит на дорогу», ожидая чудной встречи, перемены участи. Поэт с горечью предчувствует ожидающие ее разочарования и невзгоды и предостеретет: «Не гляди ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши... И тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши».

Некрасов с удивительным мастерством соединяет в одном стихотворении детальное, конкретное изображение крестьянского быта с высоким поэтическим обобщением. Тяжкий труд крестьянки в лирическом шедевре «В полном разгаре страда деревенская...» описан очень подробно: «столб насекомых над ней колыхается», «баба порезала ноженьку голую, некогда кровь унимать», «слышится крик у соседней полосыньки, баба туда — растрепалися косыньки»... Но это не просто жанровая зарисовка — «это долюшка женская», и это не просто баба с ребенком, а «всевыно-сящего русского племени многострадальная мать». Высокое и низкое, бытовое каким-то чудом сливаются в гармоническое целое.

Еще большей силы обощения достигает поэт в «Размышлениях у парадного подъезда». Здесь используются самые разнообразные интонации: и сатирическая,

Далее...