Home

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО ♦ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».


  Роман «Преступление и наказание» вышел в свет в 1866 г. Характеризуя состояние общества в этот период, литературовед Кирпогин находит такое определение: «Мир после поражения». Революционная волна 60-х гг. «опрокинулась», надежды на крестьянский бунт в 1862 году не оправдались. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин?»—задается вопросами в это время Салтыков-Щедрин. Разочарование в прежних идеалах, упованиях порождает «нравственную неустойчивость», по выражению Достоевского. Наступает царство «золотого мешка, который никогда еще не возносится на такое место и с таким значением, как в наше время», — пишет Федор Михайлович. Расцветает индивидуалистическая, хищническая психология, всегда сопровождающая рост капиталистических отношений. Все эти проблемы, настроения, которые «носятся в воздухе», и пытался отразить в своем романе Достоевский. Так создается теория его героя.

«Задавленный нищетой», видящий невыносимые страдания окружающих его людей, Родион Романович Раскольников ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества. По Достоевскому, есть сходство между индивидуалистическим бунтом, лежащим в основе теории героя, и социалистическими, революционными идеями.

  Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить слабых, восстановить права личности, жаждет гармонии, с эстья для всех. Но, по его мнению, абсолютное большинство людей, страдая от унижений, нищеты и бесправия, не способно изменить свое положение — это толпа, «материал для зарождения себе подобных*. Помочь им должен кто-то другой. Есть же люди, способные сказать «новое слово» и «взять власть над дрожащим муравейником* (Наполеон, например). Если для достижения идеала социальной гармонии необходимо «переступить через труп, через кровь», нарушить нравственный закон, то особенный человек может «внутри себя, по совести» разрешить себе это.

Далее...