Home

«МЕРТВЫЕ ДУШИ* — ПОЭМА О РОССИИ
«Пушкин находил, что сюжет •мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

(И. В.Гоголь)

Для своего творения, в котором он хотел «изобразить хотя бы с одного боку всю Русь» Гоголь избирает жанр неожиданный — поэму. Это связано прежде всего с темой, с идейным замыслом произведения. Задачей автора является изображение всех важнейших форм русской действительности, жизни всех сословий. В представлении Гоголя, роман не подходит для этой цели, так как в центре его всегда стоит судьба нескольких героев, развитие их характеров. Но внимание писателя сосредоточено на судьбе России в целом, главный же герой Чичиков является лишь связующим началом в повествовании. Правда, и его судьба интересует автора, но с особой точки зрения, об этом мы скажем позже. Гоголь обращается к малой эпопее, цель которой — воссоздание важнейших черт исторической эпохи и духовного образа народа. В хом-поации «Мертвых душ» мы находим сходство с великой поэмой Данте Алигьери «Божественная комедия». Первый том поэмы Гоголя — это «Ад», второй — «Чистилище», третий — «Рай». То есть, переходя от созерцания темных сторон русской жизни, мы постепенно должны знакомиться и с иными, более привлекательными характерами, явлениями. И духовное возрождение героев — Чичикова и Плюшкина—должно было символически отражать проявление скрыть» сил русского духа.

В поэме, как и следует, очень сильно проявляется лирическое начало. Уже в первом томе содержится ряд лирических отступлений, которые указывают на развитие в будущем темы «Чистилища», «Рая»: «Может быть, в сей же самой повести... предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире...» Итак, рассмотрев замысел как бы «по горизонтали», мы отмечаем, что в поэме есть два пласта,' расположенных'как'бы. один над другим: это повествование о «низкой» современной жизни и размышления по поводу потенциальных возможностей русского духа, содержащиеся в лирических отступлениях.

Далее...