Home

«Судьба Евгения хранила». Никакие «душевные бури» не тревожили героя; его «тоскующая лень» — это'порождение всего образа жизни, который становится главным предметом изображения в первой главе романа. Ребенку нс докучали «моралью сторогой», «учили его всему, шутя». Автор подчеркивает, что это касается не одного Онегина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Наконец герой «увидел свет* и принят весьма благосклонно, ибо был совершенно такой, как все. Он окунается в светскую жизнь, в «сей омут», в котором купается и сам автор, с наслаждением, но постепенно замечает, что жизнь его «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». «Измены утомить успели, друзья и дружба надоели».

Особенно подчеркивает авторотсутствие искренних отношений, сильных чувств. Любовь для героя — как и для большинства окружающих — только «наука страсти нежной», искусство, игра: «как рано мог он лицемерить», «пугать отчаяньем готовым», «казаться новым», как взор его «блистал послушною слезой» и т.д. Лейтмотив здесь—• лицемерие, Немудрено, что «рано чувства в нем остьии».

Попытки заполнить «душевную пустоту» ни к чему нс приводят. Евгению «труд упорный,., был тошен», одинаково скучно ему «присваивать ум чужой» и творить самому, к природе он остается равнодушен. Жизнь катится без смысла и цели. Итог печален. Герой и впрямь становится «перекати-полем», растением без корней, по выражению Достоевского. Участь его — «вслед за шумною толпою идти, не разделяя с ной ни общих мнений, ни страстей» .

Даже пылкое чувство Татьяны оставляет его равнодушным; привыкнув к одно-

Далее...