Home

Онегин, видела я вас, да за смиренное кладбище, где нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей». В одном из стихотворений, написанных в том же году, Пушкин скажет, что лишь человек, сохранивший «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», обретает «самостояние» — «залог величия его». Именно это он ценит в своей героине выше всего.

В этом же монологе, как видим, звучит вторая тема, сближающая героиню и автора. Образ Татьяны неотделим от руской природы: «Юна любила на балконе предупреждать зари восход», «любила русскую зиму, на солнце иней в день морозный, и сани, и зарею поздней сиянье розовых снегов, и мглу крещенских вечеров». Природа для Тани — собеседница, родное существо: «Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! Прости, веселая природа!» Она родственна душою этим полям, она так же естественна, вольна в своих чуствах, поступках. Недаром, говоря о влюбленности Татьяны, поэт находит замечательный образ: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно весны огнем оживлено».

Природа в мировоззрении, во внутреннем мире Пушкина занимает так же особое, очень важное место. Для Пушкина тридцатых годов это и источник вдохновенья («Осень»), и источник душевных сил, и символ свободы. Л главное, ощущая себя частью природы, человек живет в гармонии с миром, не боится смерти, познает «общий закон» бытия («Вновь я посетил»). Поэтому так важно поэту наделить героиню любовью к природе.

Но вернемся к развязке романа. Вериг я своей любви, Татьяна выше всего ставит долг перед мужем, в конечном счете, — перед самой собой. «Для бедной Тани все были жребии равны. Я вышла замуж. Вы должны, я вас Прошу меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна». В этих незабываемых словах мы услышим главное: героиня считает, что сама выбрала свой жребий и ответственна за свой выбор. Не только обстоятельства определяют ее поступок в конце романа, а сознательное решение, «добровольно принятый подвиг верности» (Ю.М.Лотман). Верности себе и нравственному закону, который она впитала еще в юности. И не случайно вспоминает она о своей няне: для Пушкина именно близость к народным представлениям о жизни, о любви, о семье во многом определяет характер и судьбу Татьяны. «На свете счастья нет. Но есть покой и воля...» Это противопоставление очень характерно для зрелого поэта. Конечно, героиня его не счастлива. Но, в отличие от Онегина, она обрела свое место в жизни, выбрала его сама. И это дает ей ощущение внутренней свободы, уверенности в своей правоте, сознание выполненного долга, в конечном итоге — душевное спокойствие. В образе Татьяны Пушкин воплотил собственные длительные и сложные размышления о жизни и судьбе человека, об особенностях русского национального характера.