Home

ИДЕЙНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.ГОРЬКОГО


90-е годы XIX века — это начало общественного подъема в России. В это время и входит в литературу М.Горький со своим, новым словом. В отличие от писателей-реалистов, он в своих первых произведениях не сосредотачивает внимание на изображении быта, социальной среды. Романтик создает свой особый, яркий, полуфан-тастический мир.

Все художественные средства в таких произведениях, как «Макар Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль» (1895 г.), «Песня о Соколе» (1895 г.) автор подчиняет созданию положительного идеала. В центре внимания здесь находится гордая свободная личность. Писатель стремится изобразить потенциальные возможности человека, поэтому герой может обладать исключительной натурой, образ рисуется самыми яркими красками, широко применяется гипербола. Так изображен, например, Лойко Зобар: «очи, как ясные звезды, а улыбка — целое солнце», «приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы... наверное, крепко поругался, а ...чертям подарил бы по пинку в рыла...»

Главная ценность для героев рассказа «Макар Чудра» — это свобода. Но она понимается во многом индивидуалистически. Вот как говорит об этом старый цыган: «Иные люди? А тебе что до этого? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя». Сюжет этой первой новеллы трактует тему однозначно: свобода человека — превыше всего: и жизни, и любви. Зобар убивает Радду, и никакого осуждения со стороны автор* мы не находим. И сама Радда хотела такого исхода: как и Лойко, она не могла  *Я знала, что ты так сделаешь», — ее последние слова перед смертью.

Далее...