Home

вильно организовывать; эта работа должна помогать изучению отгружающей жизни, учить работать с другими организациями, рационализация ее связана теснейшим образом со всеми другими отраслями работы самоуправления;

6) самоуправление доляшо также заботиться и об организации внешкольной работы;

7) борьба за здоровье должна занимать очень большое внимание школьного самоуправления.

Что касается организации школьного самоуправления, то центром его должна быть группа, а не школа. Самоуправление детское — ото школа, учеба, организация. Надо учиться организовываться на малом сначала. Школьная организация охватывает сотни учащихся различного возраста, с различным жизненным опытом, различной общеобразовательной подготовкой и т. д. Настоящая школа советского самоуправления — это группа.

Цель детского самоуправления — организация жизни и работы группы, а вовсе не выбор «начальства» — старосты. А в плане выбирают именно «начальство», да еще на срок — без права отзыва, что никуда не годится. Обязанности старосты не фиксированы; должен ли он отчитываться перед ребятами, как часто, в чем — ничего неизвестно...

Особенностью школьного самоуправления является то, что оно должно быть организовано около учебного процесса, который различен в различных группах. Он должен быть обслужен во всей своей конкретности. На этом обслуживании должна расти и крепнуть детская организация. Не игра в выборы нужна, а учиться надо самоуправлению. Педагог должен вести очень большую работу в форме бесед по самоуправлению с ребятами, оценки вместе с ребятами тех пли иных недостатков, но в организационном отношении ребятам должна быть предоставлена самостоятельность — без этого нельзя воспитать у ребят нужной ответственности за работу. Конечно, бывают случаи, когда вмешательство педагога необходимо, но при правильной постановке дела это будут редкие исключения.

Возьмем пример. Школьный день. Весь класс распределяется на бригады — бригад шесть — десять. Одна бригада следит за аккуратным посещением ребят; выясняет, почему и как ребята опаздывают и пропускают; обсуждает, как делу помочь, какие меры принять. Другая бригада следит, чтобы во время уроков зря время не пропадало, чтобы в классе был порядок, чтобы дело было налажено так, чтобы работа шла как можно лучше; выясняет, почему непорядок, как его устранить. Третья бригада следит, как идут занятия, кто сла-

Далее...