Home

деленную систему методов. Метод — греческое слово, значит «путь». Метод (в педагогическом смысле слова) — это сумма приемов определенного типа, применяемых при преподавании. Говорят: «словесный метод», «наглядный метод», «трудовой метод» и т. д. Говорят: «методика классного чтения», «методика учета знаний» и т. д. Частными методиками обычно называют методики отдельных дисциплин.

Вопрос о том, как преподавать, определяется целевой установкой, то есть надо знать, для чего надо ту или иную вещь преподавать; чтобы учащийся ее запомнил, или понял, или научился ее делать и т. д. Далее то, как надо преподавать, определяется самим содержанием преподавания, то есть тем, что именно надо преподавать, и, наконец, тем, кому надо преподавать.

Положим, учитель хочет, чтобы ребята запомнили главные города Германии. Для этого ему надо применять методы, способствующие запоминанию,— четко сказать каждое название, ясно написать его на доске, заставить ребят хором повторить их, дать написать. Может быть, повесить плакат с этими названиями, чтобы они врезались в память, научить ребят приемам запоминания. Другое дело, если учителю надо, чтобы учащийся понял какое-нибудь явление, например устройство машины. Тут надо уметь показать, объяснить. Если надо научить, скажем, красиво писать, тут надо показать, как это делать, нужен тренаж руки, нужно упражнение.

Методы зависят также от того, что преподавать. Преподавание истории должно проводиться иными методами, чем преподавание алгебры, а преподавание алгебры — иначе, чем преподавание физиологии, и т. д.

Методы зависят от того, кого учат. Деревенский ребенок имеет один круг знаний, городской — другой. Малыши неспособны еще к отвлеченному мышлению, не умеют делать выводы; подросток имеет уже другой круг навыков. У разных ребят разные типы восприятия: один имеет слуховую память, другой — зрительную, третий — моторную. У одного один круг представлений, у другого — другой и т. д. и т. и. Надо хорошо знать ребенка, всю группу ребят, чтобы уметь правильно к ним подойти.

Если мы сравним, как учат в массовых школах в буржуазных странах, то увидим, что там учителя не стараются, чтобы ребята были развитые, хорошо разбирались в вопросах, понимали окружающую жизнь. Капиталисту выгодно, чтобы рабочий был как можно менее сознательным. И потому там в школах ребятам постоянно говорят: «Слушай, что я тебе говорю, а не рассуждай!», «Сопляк, а туда же рассуждает!» Во французской начальной школе все пред-

Далее...