Home

Заметки к вопросу о частных методиках


Прежде всего надо установить, что мы понимаем под частной методикой.

Всякая методика — это сумма тех приемов, которые помогают полнее овладеть знаниями. Эти приемы должны быть продуманы с точки зрения теории познания. Они должны вооружать учащегося умением мыслить, логически рассуждать, делать из предпосылок известные выводы (этому всему учит формальная логика, о необходимости обучения которой в школе говорил Ленин1). Это не значит, что нужно в школе преподавать теорию формальной логики, но надо учить таким вещам, как умение наблюдать, делать выводы, обобщать и т. д. Поэтому всякий методист должен владеть формальной логикой, знать, в чем ее сущность. Эта часть лежит на материалистической психологии.

Но каждый методист должен владеть и диалектическим методом, то есть понимать, в чем основа науки, брать ее во всех связях и опо-средствованиях, в развитии, в связи с практикой. Частная методика должна исходить из познания основ науки (нашего, материалистического), с одной стороны, из знания, понимания основ научной психологии — с другой. Это даст методисту понимание, чему и как надо учить. Методист должен владеть пониманием путей развития форм восприятия, переработки этого восприятия, перехода его в акцию, путями развития мышления, увязки теории с практикой, с одной стороны, и особенностями детского мышления — с другой.

У каждой науки есть своя специфика. Познание этой специфики, обоснование ее, разбор под углом зрения этой специфики тех сторон мышления, которые особо легко могут быть развиты при помощи данной науки.

Сейчас, когда так остро стоит вопрос о поднятии качества школьной учебы, вопрос о том, как учить, является до чрезвычайности важным. Преподавание — искусство. Чтобы овладеть этим искусством, надо научиться применять целый ряд приемов, другими словами, надо овладеть методикой преподавания. Методика складывается из ряда отдельных методов, увязанных между собой в опре-

Далее...