Home

вскользь упоминает о статистике. Надо вскрыть перед ребятами весь удельный вес этой науки. Надо вскрыть, что могут дать высшие звенья математики для понимания сил природы и овладения ими. Может быть, надо создать специальную книжку «Математика на фронте соцстроительства», где бы понятно, просто рассказывалось об этом. И учитель должен иметь эту книжку, проработать ее с ребятами — и как это подымет эффективность всей учебы! Какую роль играет математика в деле здравоохранения, в использовании сил природы, в планировании, в архитектуре, в технике, в агрономии и т. д. и т. п.— тут сами ребята могут произвести известную исследовательскую работу.

Когда ребята поймут связь математики с другими отраслями знаний, математика оживет, будет увлекать, из трудного предмета превратится в отрасль знания.

Необходимо научить ребят математически вглядываться в жизнь, выявлять реальные соотношения величин. Тут особое значение имеет составление задач. Не подбирание цифровых данных для расшифровки алгебраических формул, хотя и это имеет значение, а формулировка в задачеобразной форме наблюдаемых реальных соотношений величин.

Но ошибочно думать, что дело разрешается тем, что даются на разрешение всевозможные задачи из области техники. Часто бывает так, что в задачах даются трудные термины технические и ученик, разрешая такую задачу, больше думает о том, что это слово значит, и это отвлекает его от математической проблемы, которую он должен разрешить. Погоня за двумя зайцами приводит к тому, что ни один заяц не может быть пойман. Ни знания в области техники не увеличатся, ни математические знания. Технические задачи надо давать лишь из той области труда, которую дети наблюдают, в которой работают. Если учитель математики сам не имеет политехнического образования, он не сумеет давать детям нужные и интересные задачи из области техники. Между тем «оматематить» производственный процесс очень важно, это даст учащимся очень много.

К вопросу о связи математики с другими отраслями знаний примыкает и вопрос об увязке теории с практикой, вопрос об общественной работе ребят. Ребят мы не должны растить белоручками и чинушами. С ранних лет они должны научиться теорию применять к практике. Об этом очень крепко говорил Ленин. И когда ребята помогают колхозникам учитывать трудодни — все рассчитать правильно,— они делают дело, которое не отвлекает их от учебы, а помогает им знания применять к жизни. Когда ребята делают для

Далее...