Home

Отзыв на рукопись методического письма о преподавании математики в школе

 

   Методическое письмо по математике (З печатных листа) написано очень заботливо и в общем неплохо.

Вначале получается такое впечатление, что овладение теорией в математике сводится к овладению навыками, к правильному выполнению действий; в дальнейшем указывается, однако, что важно осмысливание. Но вопрос этот недостаточно освещен. В математике совершенно особую роль играет умение владеть формальной логикой — из известных положений делать соответствующие выводы. Для того чтобы овладеть диалектической логикой, надо сначала научиться владеть логикой формальной. Математика, правильно преподаваемая, учит владеть этой логикой. Хорошие учителя математики обращают особое внимание на вывод правил, на то, чтобы ребята сами делали обобщение, на обоснование учениками решения задач. Даже в начальной школе требовалось умение рассказать, почему задачу надо решать так, а не иначе. Это надо бы особенно сильно подчеркнуть.

Автор говорит, что в школе часто переставляют отделы. Надо бы добавить, почему этого нельзя делать особенно в математике.

Совершенно недостаточно, по-моему, освещен вопрос о связи математики е другими предметами и особенно с обществоведением. Мы считаем, что наука существует не для науки, что это не нечто самодовлеющее,— наука нам нужна для достижения наших целей. И хоть мы поделили учебу на предметы, но между ними существует глубокая внутренняя связь: все отрасли наук должны быть поставлены на службу социалистическому строительству. Систематика нисколько не мешает тому, что преподаватель будет систематически вскрывать важность данной отрасли знания для соцстроительства.

Учитель математики не может быть аполитичен. Вот вырабатывается вторая пятилетка, планируется все хозяйство, совершенно особую роль при планировании играет учет, расчет. Математика обязана вскрыть перед учеником роль математики в учете и расчете. Это не делячество, не подгонка науки под узкопрактические задачи — это та зарядка, которая будит глубокий интерес к науке. Необходимо, чтобы ребята сами со всех сторон обдумывали бы, чем может помочь математика на различных фронтах строительства. Автор лишь

Далее...