Home

Надо помнить, что грамотность зависит совсем не от знания грамматических правил. Есть люди, правильно пишущие и не знающие грамматики, и есть учащиеся, вызубрившие все грамматические правила и пишущие дико безграмотно. Учатся правильно писать в процессе овладения речью. В младших группах при изучении стихов надо, например, прежде чем учащийся возьмется за запоминание стихов, чтобы он списал их (моторность тут играет очень большую роль); надо, чтобы стихи печатались не печатным шрифтом, а писаным. Выучивая стих, ученик попутно запоминает его правописание, потом он должен написать его наизусть и сравнить написанное с текстом. Вот это методика, а не разговоры о том, что «надо овладеть основами наук».

Чтобы помочь учащемуся овладеть основами знания языка, надо пишущему учебник знать историю языка и развитие языка у ребенка. Грамматика должна лишь осмысливать процесс овладения языком. Малые ребята (I и II группы) к анализу не очень-то приспособлены, и потому надо быть очень осторожным с загрузкой их грамматическими правилами. Слушать живую правильную речь, много читать, говорить самому, читать писаную речь, самому писать — этому надо учить в первую голову. Это дает грамотность. В младших группах I ступени важно слова связывать с живыми образами и представлениями, поэтому нужны там обильные иллюстрации. В старших группах, когда уже идет осмысливание языка, обобщение, важны «наблюдения над языком» — языковые упражнения полуисследова-тельского типа.

Что касается структуры языка, то она так же важна, как и богатый запас слов и умение их правильно употреблять. Вскоре после смерти Владимира Ильича была статья в журнале «Леф», где давался чрезвычайно интересный анализ структуры речи Ильича5. И вот надо детям давать анализ речи не в сухих грамматических рецептах, грамматических резолюциях, а на ярких примерах. На что хочет обратить внимание говорящий, как он это делает, как структура фразы усиливает мысль, чувство, которое хочет выразить словами говорящий.

Сравнительное языкознание дает очень многое. «Деловой английский» дает прекрасный анализ словарный. Мы должны владеть аналогичным знанием нашего словаря, но мы должны идти дальше — изучать социальный смысл слов и влиять на социальный их подбор (тут, конечно, недопустима вульгаризация, грубое упрощенчество). Изучение языка нужно связывать с выразительным чтением (по ролям) и с коллективной декламацией, и с разбором (языковым) художественных н деловых статей.

Далее...