Home

О преподавании русского языка

 

  В документе очень много разговоров об «основах языка», но у автора записки нет даже и подхода к изучению «языка,», а лишь рассуждения о том, как излагать правила грамматики школьной. Методикой тут и не пахнет никакой. Это кто-нибудь из «ниязовцев» ', поди, писал.

Учить надо современному литературному языку. По языку для младших групп существовал раньше прекрасный учебник Л. Толстого— первые книжки для чтения2. Там что было? Нарастающий запас слов: от самых простых, общеупотребительных до очень сложных; от выражающих самые простые обозначения до слов, выражающих очень сложные понятия; от слов ребенка до слов взрослого. У Чуковского есть великолепная книжка о языке маленьких детей 3. В этой книжке очень хорошо вскрыт процесс овладения ребятами речью. Надо изучать язык современного ребенка-школьника. Это совершенно необходимая вещь. Надо исходить из этого языка и постепенно подводить ребенка к умению владеть современной литературной речью.

  Совершенно ничего не говорится об эмоциональности языка. Чтобы учить владеть языком, надо знать, что ребенка в данную минуту волнует. Надо помогать ему учиться словами выражать свои детские чувства и мысли. Чем дальше, тем больше надо подводить ребят к смысловому анализу слов. У французов очень хорошо разработана эта часть задачи владения языком. Там разбор синонимов особо помогает улавливать малейшие оттенки языка. У нас нет детского иллюстрированного словаря родного языка вроде словаря Ларусса4, над которым дети засиживаются часами, ибо такой словарь прекрасно учит языку. На русском языке детского иллюстрированного словаря родного языка нет. Нет таких словарей и на языках нацменов, а это совершенно необходимо. Чтобы ребята овладевали языком, надо, чтобы язык был горяч, эмоционален. Тогда он будет быстро запоминаться. Необходимо, чтобы в книжках для чтения, особенно для первых годов, было много стихов, близких и понятных ребятам, которые легко бы запоминались. Нельзя спешить очень и в книжке первого же года давать резолюции, «документы».

Далее...